Третье течение



Третье течение (third stream)—экспериментальное направление современного, развившееся в середине 50-х гг. и представляюевропейской симфоническоймузыки (как классической,так и современной); привело к практике создания развернутых произведений длясмешанных составов оркестров, включавших академическихисполнителей и джазовых импровизаторов.

Попытки сближения джаза и академической музыки предпринимались еще в 20-е гг.основоположником симфонического джаза Полем Уайтменом,а также Джорджем, Эрнстом Кшенеком, Дариюсом Мийо, Эрвином Шульхофом и Дюком Эллингтоном.Последний широко использовал в своем творчестве элементы европейской композиторской техники, что нашло отражениев ранних композициях(«Black And Tan Fantasy», 1927, «Old Man Blues», 1930), так и в сочинениях 30—50-х гг., среди которых выделяется серия миниатюрных концертов для солирующих инструментов и джазового оркестра: «Clarinet Lament» (1936), «Concerto For Cootie», «Ko-Ko» (1939) и произведения крупной формы — «Creole Rhapsody» (1944), «Black, Brown And Beige» (1945) и «A Tone Parallel To Harlem» (1952). Последнее сочинение было записано на. грампластинку биг бэндом Д. Эллингтона и симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини.
К подобным экспериментам обращался Игорь Стравинский, написавший в 1946 г. для биг бэнда Вуди Германа «Ebony Concerto», Роберт Греттингер, создавший для оркестра Стена Кентона композицию «City Of Glass» (1948), швейцарский композитор Рольф Либерман, сочинивший в 1954 г. концерт для джазового и симфонического оркестра, а также джазовые музыканты—Ленин Тристано, Майлс Девис и Гил Эванс.
В отличие от подавляющего большинства этих экспериментов, авторы которых стремились, главным образом, к привнесению отдельных элементов джаза в академическую музыку, или применению некоторых принципов симфонического развития и особенностей классической музыки в джазе, для композиций, появившихся во второй половине 50-х гг., характерно органичное слияние европейской композиторской техники с джазовыми традициями.

Основоположником и теоретиком Т.т. признан композитор Гантер Шуллер, дебютировавший в 1957 г. композицией «Transformations». К его последующим сочинениям относится «Symphony For Brass And Percussions», исполненная нью-йоркским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Митропулоса, «Conversations» для ансамбля «Modern Jazz Quartet" и струнного квартета «Beaux Arts» и Jazz Abstractions» для джазового ансамбля и струнного квартета Бейкера

. Для творчества Г. Шуллера типичен синтез джаза с атональной музыкой, додекафонией и пуантилизмом, однако этот опыт не получил широкого распространения. Другим представителем Т.т. является композитор, пианист и руководитель ансамбля «Modern Jazz Quartet» Джон Льюис, добившийся в ряде своих произведений наиболее естественного сплава джаза с достижениями старых мастеров полифонии, что ярко проявилось в таких произведениях, как «Scetch» (записано ансамблем «Modern Jazz Quartet» и струнным квартетом «Beaux Arts» в 1957 г,) и «England's Carol» для ансамбля «Modern Jazz Quartet» и симфонического оркестра (1958).
К Т.т. принадлежат композиции, записанные на грампластинки квартетом Дейва Брубека с нью-йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна («Dialogues For Jazz Combo And Symphony Orchestra» Говарда Брубека).
Среди представителей Т.т. — автор произведений «Three Side Pippers», «Pharaoh» кларнетист Джимми Джуффри, применявший в своих сочинениях додекафонию, Джордж Рассел, экспериментировавший в области конкретной музыки («Jazz In The Space Age»).
К музыкантам, плодотворно работавшим в области Т.т., относится ученик Оливье Мессиана, французский композитор Андре Одеир, создавший в 1954 г. ряд произведений, в которых удачно переплелись элементы джаза и академической музыки («Palais Ideal», «Flau-tando», «Jazz Cantata»), a также «Around The Blues» для ансамбля «Modern Jazz Quartet» и симфонического оркестра.
Позже, совместно с ансамблем Пьера Шеффе-ра «Recherche d'une musique concrete» он провел оригинальный эксперимент с конкретной музыкой («Jazz et jazz»). Активно работали в области Т.т. также Тео Ма-серо («Sound Of May», 1955), Джей Джей Джон¬сон («Jazz Suite For Brass», 1956), Боб Принс («Avakianas Bjasileiras», 1956), Милтон Бэббит («All Set», 1957), Чарли Мингус («Revelations», 1957), Гарольд Шапиро («On Green Mountain», 1957), Тедди Чарльз («Swinging Gootsherd Blues», 1959), Вернер Хейдер («Di-vertimento», 1960), Эдди Co-тер («Focus», 1963), Дюк Эллингтон («Night Creature», 1963), Джон Граас, Бойд Рейборн (США), Мэтьяс Сейбер (Англия), Клод Болинг (Франция), Павел Блатны, Карел Велебны, Яромир Гниличка, Алексей Фрид (Чехословакия).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *