Спиричуэлс



Спиричуэлс (spirituals) — духовные песни американскихнегров, возникшие в первойчетверти XIX века на ЮгеСША вследствие обращениянегров в христианство.
Источником негритянских С.являются духовные гимны,завезенные в Новую Англиюбелыми ереселенцами.
Впротестантской церкви негры, познакомившись с этимигимнами, быстро усваивали гармонию и вводили в хоровое пение элемент импровизации.
Таким образом появлялись новые песнопения.
Тематику С. составлялибиблейские сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке.Иногда в них выражались бунтарские настроения.Фольклористы начали записыватьи исполнении они впервые прозвучали в октябре 1871 г. вовремя турне по стране университетского ансамбля «Fisk Jubilee Singers» из г. Нешвилл (штат Теинеси).
В репертуаре этого коллектива были такие известные С, как «Deep River», «GoDown Moses», «Swing Low,Sweet Chariot» и многие другие. В 1873 г. ансамбль выехал на гастроли в Европу, где выступал в Англии, Бельгии, Германии, Голландии,России, Франции и Швейцарии. Это было первое знакомство европейцев с негритянской музыкой.
С. часто звучат с эстрады и в сольном исполнении. Среди исполнителей— как академические певцы (Мариан Ан, Поль Робсон), так и джазовые (Розетта Тарп,Махелия Джексон). С. являются одной из самых распространенных форм музыкального фольклора северо-американских негров. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания,, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе.
Эти гимны служили источником тематического материала С, их мелодические и гармонические принципы негры претворяли в русле африканского ритуального музицирования. Музыка С. проникнута лиризмом, порой носит трагический характер. С. создавались коллективно, часто вовремя богослужения, и характеризуются импровизационным стилем исполнения.В результате творческого преобразования напевов возникает довольно сложная полифония подголосочного типа с прихотливой орнаментикой в мелодии. Пение С. сопровождается танцевальными движениями.
С. имеют вопросо-ответную структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами. С. значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Влияние С. сказалось не только на джазе.
Их интонации повсеместно встречаются в опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», а Антонин Дворжак использовал переработанную мелодию С. «Swing Low, Sweet Chariot» в симфонии «Из Нового Света». стандарт (standard) — тридцатидвухтактовые песни, делящиеся на восьмитактовые периоды (ААВА). Вошли в классику джаза и постоянно используются музыкантами в качестве тем для импровизаций



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *