Рэгтайм



Рэгтайм (ragtime)—от ragged — рваный и time — время, первоначально способ
игры на фортепиано, имитировавший звучание банджо.
В 90-х гг. XIX в. развился как инструментальная форма. Название Р. привилось с появлением в 1897 г. фортепианной пьесы Уоррена Биба «Ragtime March». P.возник на юго-западе США и является продуктом мене-стрельного искусства. Центр развития Р.— город Седалия (штат Миссури), где было сосредоточено множество лучшие исполнители Р.
Вэтом городе начинал свой творческий путь негритянский пианист и композитор основоположник Р. Скот Джоплин. Популярность пришла к С. Джоплину с появлением в 1897 г. P. «Maple Leal Rag» (издан в 1899 г.), посвященого клубу, где он играл. Всего им создано около 600 Р.

Впервые Р. был издан в январе 1897 г. («Mississippi Rag» Г. Крела).
Благодаря активной деятельности пианиста и композитора Джона Старка, основавшего в Седалии, а затем в Сент Луисе, куда он переехал, издательство, Р. получает широкое распространение в Канзас Сити, Новом Орлеане, а позже в Чикаго. Дж. Старк и другие издатели, печатавшие наряду с подлинными образцами бесчисленное множество коммерческих подделок, превратили Р. в промысел развлекательной музыки, что способствовало его распространению по всей Америке и Европе, где он пользовался популярностью до конца второго десятилетия XX в. В 30-е гг., в период интенсивного развития джаза в Гарлеме, некоторые негритянские пианисты вновь обратились к Р.
Многие образцы Р. дошли до нас благодаря тому, что были записаны в конце прошлого и в начале нынешнего века на картонных перфорированных цилиндрах для механического пианино.

В 50-е гг. цилиндры были реставрированы, а записанные на них Р., также как и произведения 30-х гг., были переписаны на долгоиграющие грампластинки. Среди наиболее известных авторов и исполнителей Р.— пианисты Юби Блейк, Джеймс Пит Джонсон, Джозеф Лемб, Арти Метьюз, Джелли Ролл Мортон, Лаки Роберте, Рассел Робинсон, Уилли Смит, Том Тюрпин, Томас Фете Уоллер. Р. не является импровизационной формой и записывается на ноты. Его мелодические, тональные и структурные качества — европейского происхождения.

Тематический материал Р. основывается на маршах и европейских танцевальных мелодиях: вальсе, кадрили, мазурке, менуэте, польке. Иногда мелодиями Р. служили темы из известных сочинений европейских композиторов: Л. Бетховена, Дж. Верди, А. Дворжака, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, М. Равеля, А. Рубинштейна, Ф. Флотова. Р. — фортепианный жанр, однако фортепиано трактуется здесь как инструмент не мелодический или гармонический, а ударный.

Техника Р. основывается на стаккатных звучани¬ях, аккордовых кляксах, на жестких, необычайно заостренных ритмических акцентах, а также изобилует разнообразными полиритмическими эффектами.
Характерной особенностью Р. являются две несовпадающие линии, четкому, равномерно акцентируемому маршеобразному ритму четвертными длительностями в аккомпанементе (бас — на сильной доле и соответствующий ему аккорд  на слабой) проти-вопоставляется вдвое большей подвижности своеобразная, остро синкопированная, как бы «разорванная» мелодия, в которой чередуются отдельные ноты с аккордами в восьмых длительностях. Р., как правило, предшествует интерлюдия.
Исполняется Р. в умеренном или быстром темпе. Р. Является одним из жанровых предшественников джаза и оказал большое влияние на его зарождение и развитие. Р. привнес в джаз свойственную ему двуплановость и «жесткий» ударный облик, а его ритмические особенности подготовили сложную полиритмию джаза.
Долгое время Р. назывался новоорлеанский джаз. Жанровые особенности Р. использовали в своем творчестве некоторые композиторы XX в., в частности- Игорь Стравинский  в балетной пантомиме «История солдата» (1918), «Рэгтайме для 11 инструментов» (1918), «Piano Rag Music» (1919),  Пауль Хиндемит — в фортепианной сюите «1922 год»,  Дариюс Мийо — в «Trois Rag Caprices» (1927).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *