Лексикон джаза

Фьюжн (fusion) — буквально сплав; направление в джазе 70-х гг., развившееся из джаз-рока, характеризующееся синтезом элементов рок музыки и джазовой импровизации, а также широким применением электрических и электронных музыкальных инструментов. Ф. свойственно использование некоторых особенностей европейской композиционной техники и фольклору стран Востока, Африки и Латинской Америки. Большое влияние на развитие Ф. оказал трубач Майлс Девис.
Read More

Форма (form) — построение, структура музыкального произведения, соотношение его частей, определяемое характером изложения и развития мелодико-тематического материала, особенностями ритма, гармонии и т. п. В джазе в этом своем значении Ф. не подверглась эволюции. Наиболее типичная Ф. джазовой музыки — тема с вариациями. Подобные музыкальные произведения состоят из структурно завершенной темы, которую исполняет ансамбль, и последующего
Read More

Фор бит (four beat) — равномерное акцентирование инструментами ритмической группы четырех долей такта. Характерен для стиля свинг.

Фокстрот (foxtrot) — танец в достаточно быстром темпе . Музыкальный размер 4/4. Возник в 1912 г. в США.  В 1914—1918 гг. получил широкое распространение в Европе.

Фестивали джаза (jazz festivals) — показ, смотр достижений джаза. Первые Ф.д. были организованы в Ницце (1948) и Париже (1949). С 1954 г. по инициативе пианиста Джорджа Уэйна Ф.д. проводятся в США (г. Ньюпорт). С 1972 г. этот фестиваль перенесен в Нью-Йорк. В числе . наиболее представительных фестивальных городов — Варшава (Польша), Прага (Чехословакия), Антиб (Франция),
Read More

Фанки (funky) — способ исполнения в современном джазе, получивший распространение у музыкантов, играющих в стиле хард боп. Для Ф. характерны острая экспрессивная манера игры, отход от темперированного строя, использование ритмо-мелодических особенностей блюза, а также некоторых форм культовой музыки американских негров. Наиболее типичен для негритянских музыкантов. Среди представителей Ф. — пианисты Хорас Силвер, Бобби Тиммонс, Моус
Read More

Вау-вау (wau-wau) — название специфического звукоподражательного приема игры, применяемого у медных духовых инструментов. В новоорлеанском джазе такой эффект достигался при помощи обычной фетровой шляпы либо руки, прикрывающей или открывающей раструб инструмента, и впервые был использован трубачом Натти Доминике. Позже стали употреблять специальную сурдину. Этот прием типичен для так называемого стиля джунглей, представленного в творчестве Дюка
Read More

Уанстеп (onestep) — танец быстрого темпа, развившийся из тустепа. Музыкальный размер—4/4 Возник в начале XX в. в Северной Америке. В 20-е гг. приобрел широкое распространение в Европе. К концу 20-х гг. был вытеснен квикстепом.

Трудовые песни (worksongs) — песенная форма музыкального фольклора. У американских негров развилась из африканских образцов и является одной из самых ранних. В основе Т.п.лежит вопросо-ответная структура. Исполняются обычно запевалой в сопровождении группы певцов, однако существуют и сольные. Темп Т.п. зависит отхарактера выполняемой работы и может быть самым различным. Т.п. создавались в процессе труда и имели
Read More

Третье течение (third stream)—экспериментальное направление современного, развившееся в середине 50-х гг. и представляюевропейской симфоническоймузыки (как классической,так и современной); привело к практике создания развернутых произведений длясмешанных составов оркестров, включавших академическихисполнителей и джазовых импровизаторов. Попытки сближения джаза и академической музыки предпринимались еще в 20-е гг.основоположником симфонического джаза Полем Уайтменом,а также Джорджем, Эрнстом Кшенеком, Дариюсом Мийо, Эрвином Шульхофом
Read More