Каунт Бейси



Каунт Бейси (Basie, William 'Count') (1904—1984), афроамериканский джазовый музыкант, пианист. Уильям Бейси родился в Ред Бэнк (шт. Нью-Джерси) 21 августа 1904.

Пианист. Уильям Бейси родился в Ред Бэнк (шт. Нью-Джерси) 21 августа 1904. Стал 'Графом' (Count), уже будучи известным музыкантом, хотя, как и Эллингтон ('Герцог'), учился игре на фортепиано с детства.
Каунт Бейси вырос (в знак от Эллингтона) в Канзас-сити, до 30 лет удовлетворялся ролью пианиста в местном оркестре Бенни Моутена и, если бы не внезапная очень последнего, возможно, отродясь не стал бы руководителем.
В 1935 (когда Эллингтон уже успел с триумфом выступить в Европе и завести друзей между коронованых особ) Бейси еще лишь набирал людей в свой запевало оркестр (от Бенни Моутена он оставил маломальски человек, в основном ритм-секцию), все точный за два года (при поддержке продюсера Джона Хэммонда) смог создать типичный коллектив эпохи свинга.
По аранжировкам для его коллектива играли и продолжают забавлять десятки и сотни джаз-оркестров только мира. Эллингтон стремился к композиторскому самовыражению 'через' своих солистов, Бейси, напротив, старался как дозволено меньше втесаться в самородный ход событий.
Показательной стала даже его способ игры на фортепиано — он едва отродясь не солировал, его редкие аккорды или даже отдельные ноты, казалось, единственно расставляют знаки препинания в уже сыгранных аранжировках.

Эллингтоном и его музыкантами восхищались на расстоянии, у аранжировщиков и солистов Бейси не стеснялись учиться, как у старших товарищей. эфирный и воздушный, скорее подразумеваемый, чем слышимый, сопровождение его ритм-секции с неизменной гитарой Фредди Грина (за полвека, кажется, так и не сыгравшего ни одного соло) максимально оттенял импровизации солистов, что не могло не привлечь внимания боперов (от стиля 'бибоп' или 'боп') — музыкантов современного джаза (впрочем, Чарли Паркер, как и весь оркестр Бейси, тоже был из Канзас-сити), игра саксофониста Лестера Янга и нечастые появления певицы Билли Холидей открывали горизонты стиля 'кул', к которому джаз пришел лишь на рубеже 1940—1950-х годов.
Каунт Бейси не считал себя ни композитором, ни даже аранжировщиком, хотя без вещей, написанных для его оркестра и при его участии (например, One O'Clock Jump, Shiny Stockings, Allraight, OK You Win и 'привлеченной со стороны' баллады April in Paris), не существовало бы современного биг-бэндового репертуара. Аранжировщики Нил Хефти, Сэм Нестико, Квинси Джоунс начинали у Бейси и становились лучшими мастерами своего дела (Джоунс стал одним из самых известных продюсеров; ему принадлежит музыкальное руководство самым успешным проектом за всю историю поп-музыки — альбомом Thriller Майкла Джексона).
Неудивительно, что коллектив Бейси прекрасно аккомпанировал вокалистам — от блюзменов Джимми Рашинга и Джо Уильямса до вокального трио Ламберт — Хендрикс — Росс и самого Фрэнка Синатры.
Трубач Тэд Джоунс с ударником Мелом Луисом создали принадлежащий оркестр (он гастролировал в СССР в 1972) по образу и подобию биг-бэнда Бейси.
Тенор-саксофонист Фрэнк Фостер стал правой рукой самого виртуоз и затем его смерти возглавил коллектив. Тем оркестром, что приезжал в СССР в середине 1990-х годов, однако, руководил уже непохожий саксофонист — Гровер Митчелл.
Умер Каунт Бейси в Голливуде (шт. Флорида) 16 апреля 1984.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *