Грампластинка



Грампластинка — тонкий диск, изготовленный способом прессования или отливки из пластмассы различных составов, на поверхности которого по спирали расположена канавка с записью звука.

Звук воспроизводится при помощи специальных технических устройств — граммофона, патефона, электрофона. Г. является единственной возможностью «фиксирования» джаза, так как в нотной записи почти невозможно точно передать все тонкости импровизационного исполнения.
Поэтому, когда речь идет о той или иной, джазовой пьесе, ссылаются прежде всего на номер Г., на которой она записана. Г. играют исключительно важную роль в развитии, изучении, распространении джаза, а также в повышении исполнительской культуры музыкантов.

Впервые джаз записан на Г. фирмой «Victor» 26 февраля 1917 г. (выпущена 7 марта). Это были две пьесы — «LiveryStable Blues» и «Dixie Jazz Band one Step» — в исполнении ансамбля белых музыкантов «Original Dixieland Jazz Band».
Спустя несколько лет, появились отдельные Г. с записями негритянских ансамблей, а с 1923 г. они стали выпускаться регулярно. В числе первых были записаны ансамбли Джо Кинга Оливера и Джелли Ролла Мортона. Эти и другие Г. выпускались в так называемой «расовой серии» (rase serias), которая предназначалась для негритянского населения США.
На Г. этой серии (она просуществовала вплоть до 40-х гг.), кроме джаза, записывались также блюзы и спиричуэле. Первые «джазовые» Г. выпускались диаметром 25 см со скоростью вращения 78 оборотов в минуту и были записаны акустическим способом.

С середины 20-х гг. запись производилась электро-механическим способом, что значительно улучшило качество. Позже начали выпускать Г. диаметром 30 см. В 40-е гг. несколько американских фирм осуществили выпуск большой серии таких Г., на которых содержались как новые, так и уже издававшиеся записи произведений в исполнении коллективов Луиса Армстронга, Каунта Бейси, Сиднея Беше, Арта Тейтума, Джека Тигардена, Томаса Фетса Уоллера, Лайонела Хемптона, Колмана Хоукинса, Роя Элдриджа на и многих других.
Эти Г. выпускались с пометкой «V-disc» (сокращение от «Victory disc») на этикетке и предназначались для американских солдат. Они, как правило, в продажу не поступали, а гонорар музыканты отдавали в фонд победы во второй мировой войне.
В 1948 году фирма «Columbia records» выпустилапервую долгоиграющую Г. с более плотным расположением звуковых канавок. На Г., диаметр которой составлял 25 см, а скорость вращения 33 1/3 об/мин помещалось 10 пьес.
В 1949 г. появилась долгоиграющая Г. фирмы «RCA Victor» диаметром 17,5 см со скоростью вращения 45 об/мин ., а позже Г. такого диаметра стали выпускать также со скоростью вращения 33 1/3 об/мин. В 1956 г. начался выпуск долгоиграющих Г. диаметром 30 см, на двух сторонах которых помещалось 12 пьес, время звучания увеличилось до 50 мин. В 1958 г. наряду с монофоническими получили распространение стереофонические Г. с двухканальной записью, а также Г. со. скоростью вращения 16 об/мин, которые, однако, себя не оправдали.

Существуют также Г. диаметром 17,5 см со скоростью вращения 45 или 33 1/3 об/мин, на каждой стороне которых помещается одна пьеса . Иногда такие Г. имеют диаметр 30 см, они используются, главным образом, для дискотек.
В конце 60-х гг. стали входить в обиход квадрофонические Г. с четырехканальной систе¬мой записи. Выпуск долгоиграющих Г. способствовал дальнейшему развитию джаза, в частности появлению более крупных форм. Долгое время продолжительность звучания джазовой пьесы не превышала трех минут что было обусловлено возможностями так называемой стандартной Г. Хронометраж пьес расширился не сразу, так как в 50-е гг. долгоиграющие Г. делались, главным образом, на основе матриц изданий прежних лет. Тогда же были выпущены Г. с записями Скотта Джоплина и других известных исполнителей рэгтайма, осуществленные в конце XIX — начале XX вв. на картонных перфорированных цилиндрах для механического пианино, а также на восковых валиках для граммофона.
По мере того как долгоиграющие Г. завоевывали всеобщее признание, на них стали записывать произведения крупной формы, а также выступления коллективов в концертах. Появились альбомы из двух, трех и более Г., антологии и т. п.
В учебных целях выпускаются Г., содержащие несколько дублей , сделанных музыкантом или ансамблем вовремя записи. В наше время техника звукозаписи и воспроизведения достигла оченьвысокого уровня. Здесь при-меняется множество различных трюков, в том числеспособ «наложения», позволяющий одному музыканту исполнять несколько партий одновременно. В различных странах освоен массовый выпуск Г. и воспроизводящей аппаратуры высшего качества «HI-FI».
Существует множество фирм, которые производят Г. с записями джазовой музыки. Среди них«London» (Англия), «Балкантон» (Болгария), «Hungarton» (Венгрия), «Deutsche Schallplatten» — (ГДР),«Fontana», «Philips» (Голандия), «Мелодия»(СССР), «Jugoton», «RTB»(Югославия) и многие другие. В связи с этим особое значение приобрела дискография, дающая описание Г. с указанием даты записии исполнителей. Первая дискография «Hot discography»,автором которой является известный специалист в области джаза Шарль Делоне,появилась во Франции в1936 г. Множество различных дискографий выпускается и в наше время как отдельными изданиями, так и в виде приложений к различным исследованиям о джазе.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
66 видеоуроков, 40 часов (12 гигабайт) реально качественного видео НАУЧИТ ВАС БЫСТРО ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ!
Show me
Build an optin email list in WordPress [Free Software]